На АЗС как раньше не будет

11 апреля 2016, Понедельник

Статистика ошибалась в разы

Госорганы топливного надзора сообщали, что на российских АЗС некачественного горючего 2-3%. Но они не все знали. По закону, госинспекторы не имеют права проверять коммерческие структуры чаще одного раза в три года, а о своем приходе должны заблаговременно предупредить. Что происходит между проверками, можно догадываться. 9011ff6006a0-390x244 ФАР развернула собственную программу мониторинга АЗС: наши проверки всегда внезапные, и мы, общественная организация, не настолько скованна в действиях. Хотя строго руководствуемся законом — Техническим регламентом о топливе (ТР). Качество горючего определяем наборами сертифицированных экспресс-тестов. Наши общественные инспекторы подготовлены на специальных курсах. Словом, без самодеятельности. Проект стартовал в 2014 году. С тех пор тесты провели на 1800 бензоколонках в 12 регионах РФ. Результаты такие:
  • на каждой четвертой АЗС (24-26%, в зависимости от региона) обнаружены признаки присадок, запрещенных Техрегламентом;
  • 85 процентов нарушений ТР приходится на несетевые АЗС. На сетевых (ВИНКах — вертикально интегрированных компаниях) нарушения происходят реже.
Эти итоги, скорее, предварительные — их передаем в уполномоченные госорганы для профессиональных проверок. Вместе с тем, сочли нужным обратиться к глубоким исследования: в нескольких подозрительных случаях направили пробы в сертифицированные лаборатории. Специалисты обнаружили в них сверхнормативное (в пять раз!) содержание опаснейшего яда ММА. Это стало поводом для принципиального разбирательства ФАР с производителями присадки.

Увидеть признаки «бодяги»

Еще результат мониторинга АЗС:
  • на каждой третьей АЗС нарушают правила информации о классе и виде топлива (не вывешены листки и в кассовых чеках это не указывается, нет или просрочены паспорта качества,).
  • отслежена закономерность: нарушения правил информирования — признак того, что на этих АЗС отпускают суррогат.
Еще перед стартом проекта мы провели опрос автомобилистов: «Что для вас важнее на АЗС: цена? качество? сервис?». Надо сказать, с тем же вопросом мы опросили водителей пять лет назад, и большинство интересовали качество и цена горючего. Теперь же вторым по значимости стал уровень сервиса! Кроме того, мы предположили, что в одном ряду с этим стоит уровень информированности потребителя обо всем, что предлагает заправка. Пока это остается недооцененным, однако вскоре поднимется в цене. Причин несколько. Скажем, на АЗС обязаны выдать каждому, кто спросит, паспорт качества последней завезенной партии бензина. В документе указан производитель. Эта информация важна для каждого водителя, и плохо, когда ее приходится просить — она должна быть на виду. Вот почему в перечень характеристик АЗС мы включили критерий «информативность». И переносим оценку по этому, как и другим критериям, в интерактивную карту АЗС. Карта — главная составляющая интернет-приложения к мобильным устройствам «Мониторинг АЗС», создание которого мы завершаем (www.azs.autofed.ru). Из него любой узнает о качестве топлива, цене, уровне сопутствующих услуг на той АЗС, которая интересует.

Нами интересуется прокуратура

Анализ результатов мониторинга мы направили в комиссию по топливно-энергетическому комплексу, которую возглавляет президент страны. Реакция последовала. Все помнят, как год назад Владимир Путин поручил «разобраться» с качеством автотоплива. Росстандарт и Генеральная прокуратура сразу запросили у нас аналитику итогов и методику в помощь проверяющим, с которой проще обнаруживать нарушения. Разворачивая собственные проверки в регионах, ведомства привлекали в помощники уже набравших опыта активистов ФАР. В итоге было подписано соглашение с Росстандартом, цель которого проведение совместных с ФАР мероприятий. После проведенных собственных проверок Росстандарт и Генеральная прокуратура своими итогами подтвердили результаты ФАР: на трети бензоколонках качество топлива не соответствует стандартам, разного рода нарушения зафиксированы на 43% АЗС.

Попасть в рейтинг ФАР — престижно

Жесткий контроль АЗС и санкции — только часть возможностей для искоренения безобразий в розничных продажах горючего. Но мы искали средство заинтересовать самих участников рынка участвовать в процессе. Вот что предлагаем. Исходя из мирового опыта и с оглядкой на потребности наших автомобилистов, ФАР составила систему рейтинга бензозаправочных станций. В участии в нем владельцы АЗС должны видеть привлекательные возможности: они приобретут и разовьют положительную репутацию, что ведет к росту продаж и прибыли. Условия участия не чрезмерно строгие, если коротко — адекватно удовлетворять запросы потребителей. Первый ТОП-10 сетевиков составлен на основании данных мониторинга АЗС Москвы и Московской области. В него вошли сети АЗС, в каждой из которых не менее 50 станций.
  1. «Газпромнефть»
  2. «BP» (British Petroleum)
  3. «Шелл» (Shell)
  4. «Роснефть»
  5. «Нефтьмагистраль»
  6. «Лукойл»
  7. «ТНК»
  8. «ЕКА»
  9. «Татнефть»
  10. «ТрансАЗС»
Самое «страшное» в том, что оценивали мы не формально, а принимали во внимание реальные потребности живых людей — автомобилистов. Скажем, некоторые сети автозаправок с достаточно высоким уровнем услуг не получили максимальных итоговых оценок, т.к. не выделили или недостаточно оборудовали внутренние помещения и туалетные комнаты с удобствами. АЗС лучшие во всем и претендующие на лидерство, но не сумевшие предоставить «полную, подробную и объективную информацию о предлагаемых услугах», теряли места в рейтинге. Мониторинг АЗС не закрываем. Вместе с тем, охват участников рейтинга намерены довести до федерального. Обновление и публикация рейтинга в СМИ — дважды в год.



А что думаете Вы?